Вы задолжали банку — а звонят вашей бабушке.
Соседка в курсе суммы вашего кредита, а друг сообщает, что его спрашивали «по вашей душе»...
📌 Это — одна из самых популярных страшилок, связанных с коллекторами. Но правда ли это? Разбираем, могут ли они звонить третьим лицам, и что делать, если звонят.
Соседка в курсе суммы вашего кредита, а друг сообщает, что его спрашивали «по вашей душе»...
📌 Это — одна из самых популярных страшилок, связанных с коллекторами. Но правда ли это? Разбираем, могут ли они звонить третьим лицам, и что делать, если звонят.
❌ Что коллекторам делать запрещено
Согласно ФЗ № 230 «О защите прав физлиц при взыскании долгов», коллекторы НЕ имеют права:
📌 Даже если ваш номер не отвечает — это не даёт права тревожить всех вокруг.
- Раскрывать информацию о долге посторонним
- Звонить друзьям, соседям, родственникам, работодателю без вашего письменного согласия
- Оказывать психологическое давление на третьих лиц
- Угрожать, шантажировать, оскорблять
📌 Даже если ваш номер не отвечает — это не даёт права тревожить всех вокруг.

📞 Когда коллекторы всё же могут звонить родственникам?
Только в одном случае — если вы сами указали этих людей в анкете или дали письменное согласие на контакт с ними.
Например:
📌 Но даже в этом случае:
Например:
- Заполняли онлайн-заявку и оставили номер мамы «на всякий случай»
- Согласились, не прочитав договор (а в нём — пункт о «третьих лицах»)
📌 Но даже в этом случае:
- Им нельзя сообщать размер долга
- Нельзя угрожать
- И уж точно — звонить ежедневно
⚖️ Что делать, если звонят родственникам?
✅ 1. Уточните, кто звонит
Попросите родственников зафиксировать:
✅ 2. Напишите жалобу
Можно жаловаться в:
📍 Образцы жалоб есть на официальных сайтах
📌 В жалобе укажите, что звонки были третьим лицам без вашего согласия
✅ 3. Запретите контакт письменно
Направьте письменное уведомление в коллекторское агентство:
«Запрещаю использовать для связи контакты третьих лиц, не указанных в договоре. Прошу исключить их из базы и прекратить взаимодействие».
📦 Лучше — заказным письмом с уведомлением. Официально и по закону.
Попросите родственников зафиксировать:
- Название компании
- ФИО звонящего (если возможно)
- Номер телефона
- Что именно говорили
✅ 2. Напишите жалобу
Можно жаловаться в:
- ФССП (федеральную службу судебных приставов)
- Прокуратуру
- Центробанк (если это банк)
📍 Образцы жалоб есть на официальных сайтах
📌 В жалобе укажите, что звонки были третьим лицам без вашего согласия
✅ 3. Запретите контакт письменно
Направьте письменное уведомление в коллекторское агентство:
«Запрещаю использовать для связи контакты третьих лиц, не указанных в договоре. Прошу исключить их из базы и прекратить взаимодействие».
📦 Лучше — заказным письмом с уведомлением. Официально и по закону.

🔍 Можно ли подать в суд?
Да.
Если нарушение было грубым (звонки с угрозами, на работу, близким людям) — можно требовать:
📌 Прецеденты есть. И суды всё чаще встают на сторону граждан.
Если нарушение было грубым (звонки с угрозами, на работу, близким людям) — можно требовать:
- Компенсацию морального вреда
- Штраф
- Привлечение коллектора к административной ответственности
📌 Прецеденты есть. И суды всё чаще встают на сторону граждан.
Коллекторы не могут звонить всем подряд. Даже если вы должны — это не повод для телефонного террора ваших близких. Закон ограничивает их действия, и вы можете это использовать.
📌 Защитите себя и своих родных — не молчите и действуйте.
📌 Защитите себя и своих родных — не молчите и действуйте.
📞 Хотите, прекратить звонки третьим лицам и сохранить личную жизнь в безопасности?
Оставьте заявку на консультацию или свяжитесь с нами через Телеграм-бот. Мы поможем составить заявление и зафиксировать нарушения.